Такая система проката называется каршеринг (Carsharing). Для начала проект заработает в Москве. Уже известно, что стоимость аренды машины в столице составит от 8 до 9 руб. за минуту. По словам организаторов, это в среднем в 1,5−2 раза дешевле, чем поездка на такси.
Инвестором проекта по поминутной аренде автомобилей выступил холдинг General Invest. Его глава Винченцо Трани заявил, что компания планирует вложить в создание и развитие проекта 6,5 млрд. руб.
«Наша компания приняла решение вложить в ближайшие несколько лет 6,5 миллиарда рублей в реальный сектор экономики - самый масштабный проект каршеринга в Москве, а далее - и по всей России под названием «Делимобиль», - сообщил он. - Запуск нашего проекта в Москве намечен на август этого года. Сначала 100, до конца этого года - 500, а в перспективе 10 тыс. автомобилей появятся на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников.
Он также уточнил, что автопарк будет сформирован из собранных в России машин иностранных марок.
По задумке, желающий взять такой автомобиль в прокат, без труда сможет найти его на улице - машины раскрасят в фирменные серо-оранжевые цвета.
Преимущества каршеринга для перемещения по городу в сравнении с другими видами транспорта, по мнению организаторов проекта, очевидны: автомобиль дает больший комфорт, нежели общественный транспорт, а если сравнивать каршеринг с такси, то первый выигрывает с точки зрения стоимости.
«Если считать, что в Москве тарифы на услуги такси начинаются, как правило, от 200−300 рублей, то услуги каршерингового автомобиля в среднем обойдутся в 1,5−2 раза дешевле,
так как в стоимость аренды не входит так называемая посадка и оплата труда водителя, - пояснил Трани.
Инициатива по созданию новой услуги в Москве принадлежит мэрии. Глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов говорил о запуске пилотного проекта еще в ноябре прошлого года. Как отмечает Трани, в начале нынешнего года дептранс Москвы заявил о намерении создать льготные условия для данного вида сервиса - это стало для компании стимулом для инвестирования в проект.
Ранее сообщалось, что льготные условия для компаний, работающих в системе каршеринг, подразумевает скидки на стоянку автомобилей в зоне платной парковки. При этом в дептрансе отмечали, что для пользователей услуги парковка в платной зоне и вовсе будет бесплатной.
Каршеринг уже давно работает в других странах. В Европе такой сервис предоставляют крупные автоконцерны, например BMW и Daimler. Крупнейшая компания этой отрасли в США - Zipcar - является одним из первопроходцев в этой области и существует уже более 14 лет. На сегодняшний день у Zipcar открыты представительства в десятках городов по всему миру. Кроме того, по подобной системе работают и многие компании, занимающиеся арендой машин в классическом виде.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов сомневается в том, что российский сервис сможет стать рентабельным и удобным для пользователей.
«В эти 8−9 рублей в минуту входит и бензин, и амортизация, и платная парковка, - рассказал Шкуматов. - Но главная проблема для компании кроется в штрафах с дорожных камер. Сейчас, чтобы переписать штраф на виновника нарушения владельцу автомобиля, нужно приложить очень много усилий. Прокатные фирмы в России уклоняются от уплаты этих штрафов, используя различные уловки. И это происходит не потому, что они не законопослушны, а потому, что издержки слишком высокие».
Кроме того, по словам Шкуматова, в России мошенники разбирают прокатные машины - загоняют в сервис и меняют новые запчасти на старые. «Из прокатных автомобилей забирают любые новые детали, вплоть до салона.
Этим промышляют в основном недобросовестные таксисты. Прокатной конторе доказать такой факт практически невозможно, - пояснил он.
Говоря о перспективах популярности услуги, Шкуматов отмечает, что это будет зависеть от количества машин в парке и инфраструктуры, но в любом случае каршеринг может быть только вспомогательным видом транспорта. «Если бы автомобили все время были распределены по городу равномерно, то для Москвы хватило бы и 100 машин, - считает эксперт. - Но из-за маятниковой миграции это не возможно, и как минимум, парк должен насчитывать 1 тыс. автомобилей. Но элементарные подсчеты дают понять, что этого будет хватать только в хорошую погоду, когда человек может пройти до автомобиля 1−2 км.
Когда идет дождь или снег, никто так далеко за машиной уже не пойдет, и чтобы сервис был удобным, в Москве должно быть 10 тыс. машин. И все равно, для пользователя каршеринг будет лотереей - когда нельзя предугадать, окажется ли свободный автомобиль поблизости.
Собеседник также отметил, что в большинстве странах услуги каршеринга реализованы не слишком удобно для пользователей. «Например, в Нью-Йорке машину можно оставить только на специальном парковочном месте, которое запросто может оказаться занято», - привел он пример.